воскресенье, 20 марта 2022 г.

"Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации"


 Что такое информация?

 Информация - это сведения и факты об окружающем нас мире (о различных предметах, явлениях, их параметрах и свойствах)

Как люди получают информацию?

Примеры: Например, когда мы переходим дорогу и видим, что горит красный свет, мы получаем информацию, что идти нельзя. Собираясь в школу, на работу мы слушаем прогноз погоды, чтобы получить информацию и принять решение, как нужно одеться.

 Для чего человеку нужна информация?

 Информация нужна постоянно: в жизни, в работе, в учёбе. Для того, чтобы пообедать, нужно узнать, как правильно приготовить обед, где продаются продукты, сколько они стоят, найти рецепт приготовления.... Чтобы правильно написать слово, нам нужна информация, которую мы можем найти в словаре. Чтобы узнать о событии, которое произошло 100 лет назад, нужно найти информацию в книгах, Интернете... Когда информация проверена на практике, когда она может многократно использоваться людьми для решения задач, тогда она превращается в знания.

 Как сохранить информацию и знания, чтобы они приносили пользу?

 Для чего существуют библиотеки? Почему они возникли? Какие средства, инструменты помогают найти информацию в библиотеке?

Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Давайте вспомним, что означает слово библиотека? («библио»-книга, «тека»-хранилище). В фондах библиотеки уже накоплены документы на различных носителях: бумажных и электронных.

Что такое носители информации?

Носители информации - это предметы из какого-либо материала, которые используются для записи, хранения и последующего воспроизведения информации. Назовем несколько видов используемых сейчас носителей информации: рукописи - документы, написанные от руки; традиционные печатные носители: книги, карты, схемы, ноты, буклеты, афиши и т.п. Основные виды изданий на традиционных носителях: периодические и непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная; магнитные носители: видеозаписи, звукозаписи, киноленты; электронные устройства, цифровые носители: картриджи, диски, карты памяти, флэш-диски и флэш-карты.

Где хранятся большие массивы информации?

Как и где можно найти информацию?

Что такое информационные ресурсы?

 Информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов, существующие самостоятельно и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных). В современном мире очень важны проблемы взаимодействия человека с информацией и информационными ресурсами. Современная библиотека не только накапливает и хранит информацию, но и определённо систематизирует, создаёт условия для читателей при поиске информации. А ещё современная библиотека формирует у читателя определённую культуру работы с информацией, получившую определение - информационная культура.

 Информационная культура Библиотека - это совокупность условий, способствующих эффективному взаимодействию человека с информацией. Для того, чтобы научиться добывать, понимать, анализировать информацию, передавать её, надо овладеть навыками информационного поиска.

Информационный поиск

В области работы с информацией каждый должен знать: где искать нужные сведения; какие бывают источники информации; знать основные способы переработки информации и уметь выбрать из них оптимальные; нужно уметь фиксировать информацию (делать выписки, составлять тезисы, конспекты), уметь грамотно оформить свой текст, презентацию. Такой опыт приобретается постепенно в процессе работы в библиотеках, Интернете, с книгами и электронными продуктами. Каталоги. Самый популярный способ подбора литературы по нужной теме - поиск в библиотечных каталогах и картотеках. Карточный каталог отражает то, что имеется в данной библиотеке: книги, звукозаписи, диапозитивы, диафильмы, видеозаписи, электронные издания. В картотеках собраны карточки с описанием статей из журналов и газет, которые выписывает библиотека. Каталоги и картотеки в библиотеке лицея организованы в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией (ББК). Алфавитный каталог - карточки стоят в алфавитном порядке авторов и названий. Обращаемся к нему, если знаем название источника и автора. Смотрим, есть ли соответствующая книга в фонде данной библиотеки. Систематический каталог - карточки в нем сгруппированы по системе дисциплин. Соответственно в этом каталоге мы будем искать свою тему. Картотеки газетно-журнальных статей - материал расположен по рубрикам (тематикам). В картотеках мы подбираем материал из периодических изданий. В библиотеке лицея ведутся систематические картотеки методических материалов и разработок сценариев праздников; картотека публикаций в журналах по отраслям знания; картотека учебников; тематические папки. Библиографические указатели — книги о книгах. Это перечень книг на определенную тему. Указатели выпускаются книжными издательствами, где дается список литературы изданных в стране книг. В библиотеке составляются указатели книг имеющихся в данной библиотеке по определенным вопросам. Все что перечислили — это СБА (справочно-библиографический аппарат) Издавна документы, рукописи, фотографии собирают, систематизируют, хранят. Сегодня практически все газеты и журналы создают свои архивы в Интернете. Существуют киноархивы, архивы литературы и искусства. Библиотека создаёт свои электронные картотеки для быстрого поиска информации по заданной теме. Информационная среда библиотеки. Трудно переоценить значение справочных изданий сегодня. Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания (по принципу «вопрос-ответ»). Фонд справочных изданий в библиотеке стоит в читальном зале.

Что же такое информационная грамотность?

 ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

Комментариев нет:

Отправить комментарий