пятница, 11 марта 2022 г.

"Правовая культура молодых избирателей" урок права/ заседание в рамках клуба молодого избирателя

 


Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона.

Как осуществляется правовое регулирование порядка выборов в Российской Федерации? Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федераций избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права. Источники избирательного права имеют свою систему, в которой у каждого вида источников свое функциональное назначение. При этом различные юридические источники имеют разную юридическую силу.

Конституция Российской Федерации как источник избирательного права является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах. Так в Конституции Российской Федерации:

устанавливается, что граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении; определяются федеральные органы государственной власти, которые избираются гражданами Российской федерации и порядок их (выборов) нормативного правового регулирования; проводится разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства и устанавливаются общие принцип организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации; устанавливается самостоятельность населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления.

Федеральные законы как источники избирательного права. Федеральными законами регулируется порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации (избрание Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы); устанавливаются основные принципы порядка организации и проведения выборов государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; определяются гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации; устанавливаются единые для всех видов выборов организационно-правовые формы их проведения.

 К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которыми регулируются основополагающие для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации отношения, относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации.

Что касается актов местного самоуправления, то с их помощью может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении муниципальных выборов. При этом состав избирательных процедур, подлежащих регулированию актами местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, актом органа местного самоуправления может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии, работающей на постоянной основе.

 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения того или иного избирательного закона; инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний политическим партиям, кандидатам в депутаты Государственной Думы, публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право означает, что право избирать принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 летнего возраста. При этом гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. К другим ограничениям пассивного избирательного права относится установление федеральным законом минимального возраста кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления в 21 год; 30 лет - для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Равное избирательное право - это принцип, предполагающий равную для каждого гражданина возможность воздействовать на результаты выборов. 

Прямое избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), за вынесенные на референдум вопросы или против них непосредственно.

Тайное голосование - это голосование, которое исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Достигается это целым рядом предусмотренных в законодательстве организационных мер. Главной такой мерой является то, что заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине или ином специально оборудованном месте или комнате для голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было. А как поступают в тех случаях, если избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень? В п. 10 статьи 64 Федерального закона установлено, что в данном случае избиратель имеет право воспользоваться помощью другого избирателя, который, однако, не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, политической партии и некоторыми другими указанными в федеральном законе лицами. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка.

Порядок организации и проведения выборов включает в себя целый ряд значимых стадий, каждая из которых имеет свое самостоятельное содержание и предназначение. Такими стадиями являются: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) формирование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация; 6) предвыборная агитация, финансирование выборов; 7) голосование и подведение итогов выборов.

Первой из таких стадий избирательного процесса является назначение выборов. Выборы органов или должностных лиц являются обязательными и должны проводиться в установленные соответствующими нормативными правовыми актами сроки.

Второй стадией в порядке организации выборов является составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, определяемой в соответствии с Федеральным законом. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Образование избирательных округов и избирательных участков - третья стадия в порядке проведения выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются «по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования» (ст. 19 Федерального закона). В целях создания максимальных условий для избирателей избирательные участки образуются из расчета 3000 избирателей на каждом участке.

Следующей, четвертой, стадией процесса организации и проведения выборов является стадия формирования избирательных комиссий.  В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: 

-Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

- участковые комиссии.    

 Порядок выдвижения и регистрация кандидатов - следующая, пятая, стадия избирательного процесса.

Предвыборная агитация, шестая стадия избирательного процесса, является одной из важных, политически значимых стадий любой избирательной кампании. Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную должность, выдвинутых в установленном порядке и зарегистрированных избирательными комиссиями.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая и самая ответственная, седьмая стадия избирательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий