Имя
Валентина Григорьевича Распутина известно всем, кто любит русскую литературу. В
этом году исполняется 85 лет со дня рождения писателя.
Советский
и российский писатель, прозаик Валентин Григорьевич Распутин родился
15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре родители
переехали в деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону
затопления после строительства Братской ГЭС. Писатель вспоминает: «Детство мое
пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как
я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и
забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу
за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и
самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено,
потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано
с рекой и тайгой.»
В
1954 году Валентин Распутин окончил среднюю школу и поступил
на первый курс историко-филологического факультета Иркутского
государственного университета. Параллельно с учебой в университете,
он сотрудничал с газетой "Советская молодежь".
В
1961-1962 годах Распутин занимал должность редактора литературно-драматических
передач Иркутской студии телевидения. В 1962 году он переехал
в Красноярск, где устроился литературным сотрудником в газету
"Красноярский рабочий".
Первый
рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе
"Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей
книги писателя "Край возле самого неба". Следующей публикацией стал
рассказ "Человек с этого света", напечатанный в газете
"Восточно-Сибирская правда" (1964).
Валентин
Григорьевич Распутин - один из признанных
мастеров «деревенской прозы». Он из плеяды писателей, способных встревожить
души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю,
за человека на ней, за происходящее.
Первая книга Валентина Распутина "Край возле самого неба" вышла в 1966 году. В 1967 году была издана книга "Человек с этого света" и повесть "Деньги для Марии".
В
начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике
«Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина
характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она –
неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя. Бабушка и
дедушка писателя «были людьми сильных характеров...». Это о них рассказ «Василий
и Василиса». «С него я начал, - вспоминает Валентин Григорьевич, - я бабушку
писал постоянно, с нее слеплены старуха Анна в «Последнем сроке» и старуха
Дарья в «Прощании с Матерой». Судьба моих односельчан и моей деревни почти во
всех книгах, и их, этих судеб, хватило бы еще на многое».
Самый популярный из ранних рассказов писателя «Уроки французского» автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, «самой природой призван быть ученым человеком». Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока «от малокровия». И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: «Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается».
Произведения,
написанные В.Распутиным, стали любимы каждым. Вкусив книг великого мастера,
познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы.
Его «хлеб»- с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен, не способен
зачерстветь, потому что не имеет срока давности.
О
более поздних произведениях Распутина лучше всего сказал писатель Алесь
Адамович: «Новое, действительно новое здесь - подчеркнутое чувство реальности
происходящего. Человек в них - существо, само себя удивляющее глубинами,
просторами, которые в нем скрыты. И вдруг распахивается существо светоносное».
В рассказе «Век живи - век люби» пятнадцатилетний Саня с юношеской категоричностью решает обрести «самостоятельность». «Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке...». А дальше все происходит именно как в сказке. Родители уезжают в путешествие, отправив сына к бабушке на Байкал. Бабушка получает телеграмму о болезни дочери и уезжает нянчить внуков... А Саня обретает желанную свободу и возможность провести в жизнь свое твердое решение. Саня отправляется не в дальние страны, а всего лишь на тихоходном поезде да на своих двоих уходит с Митяем и дядей Володей в родную прибайкальскую тайгу на два дня с ночевкой. И перед Саней так раскрывается тайга в своем величии и первозданности, что эти два дня запомнятся ему на всю жизнь.
В повести «Деньги для Марии» Распутин выводит такие явления природы, как ветер и снег, из пейзажного ряда, ставит их в ряд героев, - особенно ветер, который на протяжении всего произведения выполняет значительно более важную функцию, нежели только подтверждение неспокойного, нервного состояния Кузьмы и Марии. Он не зря безумствует именно в момент расставания супругов, перед отъездом Кузьмы в город, да так безумствует, что «бьется на ветру и стонет земля». Это - символ над человеческого протеста, ибо недолгая предстоящая разлука не является только лишением Марии самой надежной, единственной для нее опоры, но и заключает в себе драму куда более глубокую, не могущую не вызвать этого протеста: отъезд Кузьмы стал последней точкой в трехдневном периоде разуверения в людской общности, и ветру предстоит теперь слишком многое смести с плодородной ранее почвы душ героев.
В
1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в
Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его
новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно
критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение
заниматься только литературной деятельностью.
Повесть «Последний срок», над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник". Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности, но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. В этом произведении природа играет определенную роль в душе и судьбе человека. Здесь Распутин показывает героине повести Люсе её возможное, но упущенное настоящее в лице природы. Именно природа выводит Люсю из привычной для нее, самою для себя установленной системы существования: она помимо своей воли начинает подчиняться иной, более высокой власти, иной, более могущественной силе, противиться которой бесполезно. Распутин не только наиболее ярко, сильно показывает состояние человека через состояние природы, но и вводит природу, пейзаж в произведение на правах одушевленных героев, могущих проявлять свое отношение к другим героям, не пассивно иллюстрирующих, но - активно действующих. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане, Будапеште, Штутгарте, Софии. Слава, принесенная писателю первой повестью, была прочно закреплена. Место Валентина Распутина в литературе определилось окончательно.
Перед
человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый
практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на
духовные ценности, на опыт предшествующих поколений, на любовь ко всему живому
на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту
проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от
того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с
природой, зависит его ближайшее будущее.
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода. Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки. Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. О гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозой. Для героев повести конец света как будто уже наступил. Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям - вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.
В
1981 году вышли его рассказы "Наташа", "Что передать
вороне", "Век живи — век люби". В 1985 году была
опубликована повесть Распутина "Пожар", вызвавшая большой интерес
у читателя остротой и современностью поставленной проблемы. Это
суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном
упадке, следом за которым идет упадок социальный.
С
началом «перестройки» В.Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты,
включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых
деятельных противников вредительского “поворота северных рек” (проект Бергера
был отменен в июле 1987 года). В 1989-91 - депутат Верховного Совета СССР,
выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.
Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая
Россия»). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта
национального спасения.
В
произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим
психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого
подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот
жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их
поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии
оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди
героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это
могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами,
зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.
В
1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР, являлся членом
Президентского совета СССР.
В
1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального
собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран
сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального
спасения (ФНС).
Валентин
Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987),
Государственной премии России (2012), Премии Президента РФ в области
литературы и искусства (2003). В 1987 году ему было присвоено звание Героя
Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971),
Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987),
а также орденами России — "За заслуги перед Отечеством" IV
и III степеней (2002, 2007), Александра Невского (2011).
14
марта 2015 года Валентин Распутин скончался в Москве. Писатель был
похоронен в Иркутске на территории Знаменского монастыря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий