Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента) и депутатов в органы государственной власти всех уровней.
Цель выборов – выявить волю
народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула
выборов. В Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…»
(ст.32).
Понятие
и виды выборов.
Выборы – это все формы индивидуального или
коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и
замещения должностей путем избрания голосованием.
Электорат – круг избирателей, голосующих за
какую-либо кандидатуру или партию на президентских, парламентских,
муниципальных выборах. Электоральный – выборный, избирательный.
Разные уровни выборов обуславливают их классификацию
на:
ü
федеральные (на всей территории
Российской Федерации);
ü
региональные (на территории субъекта
РФ);
ü
муниципальные (в рамках муниципальных
образований).
В зависимости от того, какой орган избирается,
выделяют:
ü
выборы
представительных органов (выборы парламентские, представительных органов
государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления);
ü
выборы должностных лиц (выборы президента, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав
муниципальных образований).
В случае, когда граждане голосуют непосредственно за
кандидата (список
кандидатов), против всех кандидатов
(всех списков кандидатов), выборы признаются прямыми.
Практика формирования органов государственной власти
в РФ знает применение непрямых (косвенных) выборов.
Выборы, связанные со сроками полномочий органа или
выборного должностного лица, делятся на:
ü
очередные (проводятся по истечении
установленного законом срока полномочий выборного органа);
ü
досрочные (проводятся в связи с
прекращением ранее объявленного срока полномочий выборных органов власти или
выборных должностных лиц);
ü
выборы в порядке ротаций (могут
проводиться в отношении части депутатов представительного органа власти в
порядке и сроки, установленные законом);
ü
дополнительные выборы (назначаются в
случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа);
ü
повторные (по причине признания
очередных, досрочных или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными;
когда избранный по округу кандидат не
сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата).
Избирательное право.
Избирательное
право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок
формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное
право распадается на право избирать (активное избирательное право), открывающее
гражданину возможности голосовать за кандидата, которого он считает достойным,
либо голосовать против всех; право быть избранным (пассивное избирательное
право), предоставляющее
лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата.
Принципы
избирательного права.
Принципы избирательного права - это условия,
соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает
их результаты легитимными. Они подразделяются на 2 группы:
Принципы,
характеризующие участие граждан в выборах:
•
всеобщее, равное и прямое избирательное
право при тайном голосовании;
•
свободное и добровольное участие гражданина в
избирательной кампании.
Принципы,
отражающие организацию и проведение выборов:
•
обязательность;
•
периодичность;
•
альтернативность;
•
состязательность;
•
гласность.
В
Российской Федерации принципы
избирательного права закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».
Всеобщее
избирательное право означает участие в выборах всех граждан
РФ при минимуме ограничительных цензов. Данным критериям будут соответствовать
дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного
законом для реализации активного и пассивного избирательного права.
Принцип
равного избирательного права
указывает, что граждане, участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя
принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избиратели имеют равное
число голосов по отношению друг к другу.
Принцип
прямого избирательного права
означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (или
списков кандидатов) непосредственно (ст.6 Федерального закона от 12 июня 2002
г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не
допускается (п.4 ст.64 Федерального закона от 12 июня 2002 г.).
Тайное
голосование исключает возможность какого-либо
контроля за волеизъявлением гражданина. Для этого существуют определенные
процедуры: заполнение избирательного бюллетеня в специально отведенной кабине
для голосования или в отдельном помещении.
Свободный и
добровольный характер участия граждан в выборах.
Обязательность
и периодичность выборов закреплены в ст.9 Федерального закона от 12 июня
2002 г. Их отражение в законе вполне
обоснованно.
Альтернативность
и состязательность выборов обеспечивает
избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов
посредством свободного волеизъявления. Состязательность выборов предполагает
конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков.
Гласность
выборов - неотъемлемая черта избирательных
кампаний. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Так,
Федеральный закон от 12 июня 2002 года содержит несколько статей об
информационном обеспечении выборов, опросах общественного мнения.
Ограничения
избирательного права.
В Российском
Законодательстве имеются ограничения избирательного права.
1.
Иностранные граждане и лица без гражданства. Законодательство России предоставляет иностранным
гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования,
право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в
иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных
для граждан РФ. Такое право реализуется иностранными гражданами на основании
международных договоров РФ. Во все иные
уровни власти путь для иностранных граждан закрыт. Кроме того, ФЗ от 12 июня
2002 г. запрещает им осуществлять деятельность, способствующую или
препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов,
достижению определенного результата на выборах (п.6 ст.3).
Активным и пассивным избирательным правом обладают
граждане России, имеющие гражданство другого государства (ч.2 ст.62 Конституции
РФ). Двойное и множественное гражданство не служит препятствием для участия их
носителей в выборах.
2.Возрастной ценз. Одним из условий обладания активным избирательным правом является
достижение гражданином 18-летнего возраста, а применительно к пассивному
избирательному праву законодательство вводит лишь минимальные возрастные
пределы. В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый
минимальный возраст кандидата на день
голосования – 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти
субъекта РФ и в органы местного
самоуправления; 30 лет - на выборах
высшего должностного лица региона; 35 лет - на выборах на должность Президента
РФ. Федеральное законодательство запрещает установление максимального возраста
кандидата.
3.Факт постоянного или преимущественного проживания на
определенной территории. Он не имеет
значения при реализации пассивного избирательного права. На этот счет имеется
предписание закона, согласно которому ограничения пассивного избирательного
права, связанные с нахождением места жительства гражданина, включая требования
к продолжительности и сроку его проживания, устанавливаются только Конституцией
РФ. В данном отношении речь идет только о ч.2 ст.81 Основного Закона,
позволяющей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, проживающим в
России не менее 10 лет.
Совсем иное значение факт постоянного
или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного
права. Основание для включения избирателя в список избирателей на конкретном
избирательном участке является факт нахождения его места жительства на
территории этого участка.
4.
Недееспособность. Недееспособные граждане, признанные
таковыми по суду (ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12
июня 2002 г.) в выборах не участвуют. К ним относятся лица, которые вследствие
психического расстройства не могут понимать значения своих действий или
руководить ими.
5. Заключенные
и лица, имеющие судимость. Лица,
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст.32 Конституции
РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), не могут голосовать и
быть избранными.
6.
Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью
иного рода. Депутаты, работающие на постоянной
основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые
должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением
преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п.9 ст.4
Федерального закона от 12 июня 2002 г.)
7. Ограничение
количества сроков занятия должности.
Ограничение занятия должности более установленного
количества сроков подряд, ограничение пассивного избирательного права
закреплено Федеральным законом от 12 июня 2002 г. (п.6 ст.4) и Конституцией
РФ. В них закреплено правило, не
позволяющее одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность
более установленного количества сроков подряд.
8. Лишение
права занимать выборные государственные и муниципальные должности. Данное положение закреплено п.7 ст.4 Федерального
закона от 12 июня 2002 г. Согласно ему, наличие в отношении гражданина
вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и
муниципальные должности в течение определенного срока не дает ему возможность
быть зарегистрированным в качестве кандидата.
Избирательные системы.
Избирательная система – порядок выборов
государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых
непосредственно гражданами.
Виды
избирательных систем:
1.
Мажоритарная.
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа в один или два тура
избирается один кандидат. Победителем на таких выборах в один тур считается
получивший наибольшее количество голосов. При выборах в два тура в первом из
них побеждает тот, в чью пользу были отданы голоса абсолютного большинства (50%
+ 1 бюллетень). В обратном случае во второй тур выходят два кандидата с
наибольшей поддержкой избирателей, где побеждает получивший относительное
большинство голосов. Как правило, два тура предусматриваются при проведении
президентских выборов.
2.
Пропорциональная. Пропорциональная система предполагает распределение мест в парламенте в
соответствии с количеством полученных по
партийным спискам голосов и обязательную фиксацию минимального процентного
порога, который нужно преодолеть политической организации для того, чтобы быть
представленной в органе власти. В настоящее время по этой системе избираются
депутаты Государственной Думы Российской Федерации.
3.
Смешанная система представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации
избирательной системы. При такой системе часть депутатов избирается в округах
по мажоритарной системе, а остальные – по пропорциональной системе по партийным
спискам.
Выводы.
Голосовать необходимо, так
как это:
1. Важнейшее право и
обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать
государственную политику.
3.Возможность избежать
неблагоприятных последствий для государства в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий