Романист
и драматург, выходец из обедневших дворян, Алексей Феофилактович Писемский был
одним из самых популярных писателей своего времени.
Родился Алексей Феофилактович Писемский 23 марта 1821 года в деревне
Раменье Костромской губернии, с 1834 по 1840 год учился в Костромской гимназии.
В 1840 году поступил на математическое отделение Московского университета. В
студенческие годы он увлекается произведениями Гоголя, статьями Белинского.
Писемский начал писать в середине 40-х
гг., примерно в одно время с Тургеневым, Достоевским, Гончаровым, Некрасовым,
Островским. По
словам Н. Чернышевского, шел «тем путем, который проложил Гоголь», развивая
реалистические традиции «натуральной школы» в основном в области
семейно-бытового романа.
Стремление
«к правде без прикрас, к правде, какой бы горькой она ни была», придает особо
резкие черты его реализму. В центре романов Писемского обычно — частное, даже
случайное происшествие, обыкновенная будничная история, которая вбирает в себя
судьбы многих героев и ставит их в необходимость действовать, мыслить,
чувствовать.
Провинциальный
быт русского дворянства раскрыт в первом крупном его произведении — романе «Боярщина»
(1846), опубликованном в 1858 г. Цензура долго не пропускала роман, усматривая
в нем разрушительную проповедь свободной любви. Широкая картина нравов
«дворянского гнезда» — места, исстари прозванного Боярщиной, — поражает
трагизмом ситуаций, остротой конфликтов.
Критика
господствующих в дворянской среде нравов явственно проявляется и в повести «Виновата
ли она?». Трагедия женщины, выданной замуж ради денег и отважившейся, наперекор
общественному мнению, полюбить другого, вызывает у писателя вопрос, вынесенный
в заглавие произведения. Бессмысленна жертва, принесенная героиней повести,
умной и тонкой Лидией Ваньковской.
Одно
из главных свойств стиля Писемского — ирония. Ею окрашен образ Бешметева —
главного героя повести «Тюфяк» (1850), положившей начало литературной
известности писателя. «Тюфяк» и последующие повести Писемского — продолжение
той войны против всяческой пошлости, которая была начата еще автором «Мертвых
душ». Резкими красками рисует писатель «семейные дела» русской провинции. Общая
низменность интересов, игра животных инстинктов и побуждений господствуют
здесь, безнадежно губя все мало-мальски человеческое, искажая судьбы людей.
Критическое
воспроизведение глухого провинциального быта достигает своей высшей фазы в
романе Писемского «Тысяча душ» (1853—1858). Первоначальное название
произведения —«Умный человек» — говорит о том большом значении, которое
придавал автор образу главного героя — Калиновича. Однако социальный аспект
романа повлек за собой замену заглавия. Ради «тысячи душ» изменяет Калинович не
только любимой им скромной провинциальной девушке Настеньке, но и своим
принципам: он продает свою свободу, вступая в брак с владелицей крупного
состояния, и быстро делает административную карьеру. Честолюбивый, властный, черствый
сердцем, хотя и незаурядный по-своему человек, он стремится спасти в своей душе
остатки порядочности. Но все его попытки восстановить справедливость во
вверенной ему губернии терпят крах. Неудавшийся реформатор обречен на провал в
условиях феодально-крепостнической системы.Пессимистический финал
свидетельствует об ограниченности положительной программы писателя, не
знающего, как вывести героя из духовного кризиса, что было подчеркнуто
Чернышевским, назвавшим в то же время «Тысячу душ» «превосходным романом».
Чувство
растерянности перед жестокостями жизни, отвращение к грубой пошлости
окружающего мира, сострадание к униженным и оскорбленным пронизывают лучшие
произведения Писемского, к которым относится небольшая повесть «Старческий грех»
(1861). Ее главный герой — идеально честный, но умственно недалекий чиновник
Ферапонтов, закореневший в канцелярской рутине. Стихийно нахлынувшее на него
нежное чувство заставляет Ферапонтова совершить невинный подлог, чтобы спасти
хорошенькую вдовушку. Пущенная в ход судебная бюрократическая машина приводит
Ферапонтова к трагедии, вызывающей у автора жалость и ужас.
Писемский
мучительно ищет ответа на вопрос, кто же на Руси скажет всемогущее слово
«вперед». Он внимательно присматривается к тем, кто активно борется против
существующего строя. В новом его большом романе «В водовороте» (1871)
центральным становится образ революционерки Елены Жиглинской. Это «новая
женщина», нигилистка, замечательная умница, много знающая и много читавшая.
Неразделимость слова и дела, непреклонную волю и энергию особенно ценит в ней
автор, отмечая, что она была единственной женщиной из всех им знаемых, которая
говорила и поступала так, как думала и чувствовала. Она горячо борется за новую
мораль, дерзко отстаивает свое право на любовь, резко отрицает религиозные
догмы. «Базаровым в юбке» называли ее современники писателя, подчеркивая не
только ее близость тургеневскому герою, но и сходное отношение Тургенева и
Писемского к своим персонажам.
Однако
Писемский не считал революционеров силой, способной выстоять в водовороте
жизни: ведь их, по мнению писателя, были лишь единицы, поэтому при всем
благородстве и возвышенности целей они обречены на неудачу. Трагично
складывается судьба Елены. Она до конца верна своим убеждениям и очень одинока.
Злободневный
вопрос затронут, в романе Писемского «Мещане» (1877). Буржуазное хищничество,
мещанство и авантюризм оказались в центре внимания писателя. Процесс быстрого
возвышения купцов, расцвет в пореформенной России предпринимательства, влекущий
за собой моральную деградацию общества, вызвали у Писемского активную неприязнь
и осуждение. Участь женщины, попавшей в зловещий круговорот «дела», по мнению
автора, почти всегда трагична. Ведь женщина в мире буржуазного хищничества —
лишь деталь комфорта, вещь.
Еще
одну разновидность тупой силы меркантилизма запечатлел Писемский в своем
последнем романе «Масоны» (1878—1880). Личные воспоминания писателя о своем
дяде — масоне Ю. Бартеневе, серьезное изучение истории масонства, глубокое
убеждение, что лишь высокие духовные силы способны противостоять растлевающему
влиянию денег, побудили Писемского обратиться к воспроизведению общественной
жизни 30-х гг. Центральный герой романа — масон Егор Егорыч Марфин —
бескорыстен, безукоризненно честен и добропорядочен. Однако он и его
сподвижники проигрывают судебное дело против откупщика Тулузова, лежащее в основе
сюжета. Эта тяжба — своего рода борьба духовного и меркантильного начал, причем
сила Тулузова, ловкого и опасного хищника, рвущегося напролом, через
преступления и обман к деньгам и власти, опирается на бесчеловечность законов. И
хотя автор пытается смягчить жестокую закономерность торжества дельцов и
приспособленцев, основное достоинство произведения именно в разоблачении их
подлинной сути.
Большая
социальная острота присуща последним произведениям Писемского. Психологическая
напряженность действия, концентрация действия вокруг героев с яркими
характерами, усиление сатирического разоблачительного элемента позволили
литературоведам отнести эти романы к разновидности романов социально-бытовых.
Следует особо подчеркнуть опыт Писемского-драматурга (знаменитая «Горькая
судьбина» и др.), который ощутим в мастерском владении диалогом, служащим
главным средством самораскрытия персонажей.
В
воспоминаниях людей, близко знавших Алексея Феофилактовича Писемского, писатель
остался сильной личностью, многочисленные достоинства которого значительно
перевешивали недостатки. Это был добродушный человек, с высокоразвитым чувством
справедливости, чрезвычайно скромный и чуждый зависти. Основные черты характера
Писемского – правдивость и искренность, нашли отражение в его произведениях и
стали первостепенным достоинством таланта писателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий