вторник, 23 марта 2021 г.

"Алексей Феофилактович Писемский - 200 лет со дня рождения русского писателя" обзор творчества


 

Романист и драматург, выходец из обедневших дворян, Алексей Феофилактович Писемский был одним из самых популярных писателей своего времени.

Родился Алексей Феофилактович Писемский 23 марта 1821 года в деревне Раменье Костромской губернии, с 1834 по 1840 год учился в Костромской гимназии. В 1840 году поступил на математическое отделение Московского университета. В студенческие годы он увлекается произведениями Гоголя, статьями Белинского.

Писемский начал писать в середине 40-х гг., примерно в одно время с Тургеневым, Достоевским, Гончаровым, Некрасовым, Островским. По словам Н. Чернышевского, шел «тем путем, который проложил Гоголь», развивая реалистические традиции «натуральной школы» в основном в области семейно-бытового романа.

Стремление «к правде без прикрас, к правде, какой бы горькой она ни была», придает особо резкие черты его реализму. В центре романов Писемского обычно — частное, даже случайное происшествие, обыкновенная будничная история, которая вбирает в себя судьбы многих героев и ставит их в необходимость действовать, мыслить, чувствовать.

Провинциальный быт русского дворянства раскрыт в первом крупном его произведении — романе «Боярщина» (1846), опубликованном в 1858 г. Цензура долго не пропускала роман, усматривая в нем разрушительную проповедь свободной любви. Широкая картина нравов «дворянского гнезда» — места, исстари прозванного Боярщиной, — поражает трагизмом ситуаций, остротой конфликтов.

Критика господствующих в дворянской среде нравов явственно проявляется и в повести «Виновата ли она?». Трагедия женщины, выданной замуж ради денег и отважившейся, наперекор общественному мнению, полюбить другого, вызывает у писателя вопрос, вынесенный в заглавие произведения. Бессмысленна жертва, принесенная героиней повести, умной и тонкой Лидией Ваньковской.

Одно из главных свойств стиля Писемского — ирония. Ею окрашен образ Бешметева — главного героя повести «Тюфяк» (1850), положившей начало литературной известности писателя. «Тюфяк» и последующие повести Писемского — продолжение той войны против всяческой пошлости, которая была начата еще автором «Мертвых душ». Резкими красками рисует писатель «семейные дела» русской провинции. Общая низменность интересов, игра животных инстинктов и побуждений господствуют здесь, безнадежно губя все мало-мальски человеческое, искажая судьбы людей.

Критическое воспроизведение глухого провинциального быта достигает своей высшей фазы в романе Писемского «Тысяча душ» (1853—1858). Первоначальное название произведения —«Умный человек» — говорит о том большом значении, которое придавал автор образу главного героя — Калиновича. Однако социальный аспект романа повлек за собой замену заглавия. Ради «тысячи душ» изменяет Калинович не только любимой им скромной провинциальной девушке Настеньке, но и своим принципам: он продает свою свободу, вступая в брак с владелицей крупного состояния, и быстро делает административную карьеру. Честолюбивый, властный, черствый сердцем, хотя и незаурядный по-своему человек, он стремится спасти в своей душе остатки порядочности. Но все его попытки восстановить справедливость во вверенной ему губернии терпят крах. Неудавшийся реформатор обречен на провал в условиях феодально-крепостнической системы.Пессимистический финал свидетельствует об ограниченности положительной программы писателя, не знающего, как вывести героя из духовного кризиса, что было подчеркнуто Чернышевским, назвавшим в то же время «Тысячу душ» «превосходным романом».

Чувство растерянности перед жестокостями жизни, отвращение к грубой пошлости окружающего мира, сострадание к униженным и оскорбленным пронизывают лучшие произведения Писемского, к которым относится небольшая повесть «Старческий грех» (1861). Ее главный герой — идеально честный, но умственно недалекий чиновник Ферапонтов, закореневший в канцелярской рутине. Стихийно нахлынувшее на него нежное чувство заставляет Ферапонтова совершить невинный подлог, чтобы спасти хорошенькую вдовушку. Пущенная в ход судебная бюрократическая машина приводит Ферапонтова к трагедии, вызывающей у автора жалость и ужас.

Писемский мучительно ищет ответа на вопрос, кто же на Руси скажет всемогущее слово «вперед». Он внимательно присматривается к тем, кто активно борется против существующего строя. В новом его большом романе «В водовороте» (1871) центральным становится образ революционерки Елены Жиглинской. Это «новая женщина», нигилистка, замечательная умница, много знающая и много читавшая. Неразделимость слова и дела, непреклонную волю и энергию особенно ценит в ней автор, отмечая, что она была единственной женщиной из всех им знаемых, которая говорила и поступала так, как думала и чувствовала. Она горячо борется за новую мораль, дерзко отстаивает свое право на любовь, резко отрицает религиозные догмы. «Базаровым в юбке» называли ее современники писателя, подчеркивая не только ее близость тургеневскому герою, но и сходное отношение Тургенева и Писемского к своим персонажам.

Однако Писемский не считал революционеров силой, способной выстоять в водовороте жизни: ведь их, по мнению писателя, были лишь единицы, поэтому при всем благородстве и возвышенности целей они обречены на неудачу. Трагично складывается судьба Елены. Она до конца верна своим убеждениям и очень одинока.

Злободневный вопрос затронут, в романе Писемского «Мещане» (1877). Буржуазное хищничество, мещанство и авантюризм оказались в центре внимания писателя. Процесс быстрого возвышения купцов, расцвет в пореформенной России предпринимательства, влекущий за собой моральную деградацию общества, вызвали у Писемского активную неприязнь и осуждение. Участь женщины, попавшей в зловещий круговорот «дела», по мнению автора, почти всегда трагична. Ведь женщина в мире буржуазного хищничества — лишь деталь комфорта, вещь.

Еще одну разновидность тупой силы меркантилизма запечатлел Писемский в своем последнем романе «Масоны» (1878—1880). Личные воспоминания писателя о своем дяде — масоне Ю. Бартеневе, серьезное изучение истории масонства, глубокое убеждение, что лишь высокие духовные силы способны противостоять растлевающему влиянию денег, побудили Писемского обратиться к воспроизведению общественной жизни 30-х гг. Центральный герой романа — масон Егор Егорыч Марфин — бескорыстен, безукоризненно честен и добропорядочен. Однако он и его сподвижники проигрывают судебное дело против откупщика Тулузова, лежащее в основе сюжета. Эта тяжба — своего рода борьба духовного и меркантильного начал, причем сила Тулузова, ловкого и опасного хищника, рвущегося напролом, через преступления и обман к деньгам и власти, опирается на бесчеловечность законов. И хотя автор пытается смягчить жестокую закономерность торжества дельцов и приспособленцев, основное достоинство произведения именно в разоблачении их подлинной сути.

Большая социальная острота присуща последним произведениям Писемского. Психологическая напряженность действия, концентрация действия вокруг героев с яркими характерами, усиление сатирического разоблачительного элемента позволили литературоведам отнести эти романы к разновидности романов социально-бытовых. Следует особо подчеркнуть опыт Писемского-драматурга (знаменитая «Горькая судьбина» и др.), который ощутим в мастерском владении диалогом, служащим главным средством самораскрытия персонажей.

В воспоминаниях людей, близко знавших Алексея Феофилактовича Писемского, писатель остался сильной личностью, многочисленные достоинства которого значительно перевешивали недостатки. Это был добродушный человек, с высокоразвитым чувством справедливости, чрезвычайно скромный и чуждый зависти. Основные черты характера Писемского – правдивость и искренность, нашли отражение в его произведениях и стали первостепенным достоинством таланта писателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий