Современная
жизнь автострад не мыслится без этого трехглазого устройства. Даже дети знают,
что красный свет означает «стоп», желтый – «внимание», зеленый – путь свободен.
И все это четко, без лишней суеты, уже на уровне автоматического сознания.
Международный день светофора облюбовал себе
жаркий день 5 августа и празднует свой индивидуальный праздник веселым
трехцветным подмигиванием.
История рождения
Прошло ровно сто лет —
и светофор стал важным, жизненно необходимым атрибутом автотрасс.
Всё
начиналось в Америке, в 1914 году: 5 августа в городе Кливленде появился первый
прародитель современного аппарата.
Он был неуклюжим, допотопным, имел всего два
глаза – красный и зеленый. Когда свет переключался, устройство издавало звук, а
руководил прибором полицейский в стеклянной будке. Именно этот день и
берут за точку отсчета в жизни этого изобретения.
На самом деле корни этого необычного
устройства намного глубже. Еще в 19 веке англичанин Джей Найт изобрел аппарат,
который установили в 1868 году в Лондоне.
Управляли им вручную, а когда темнело,
включали газовый фонарь для подсветки. Через год один «глаз» взорвался, и
полицейский, который управлял устройством, получил “боевые” ранения. После
этого случая о светофоре забыли на целых полвека.
В
1910 году изобрели и запатентовали первый автоматический светофор.
Привычный аппарат с тремя фонарями-сигналами
появился лишь в 1920 году. Он был установлен в Детройте, а затем плавно
распространился по городам Америки и Европы.
В
Россию он дошел через 10 лет. Первый аппарат установили в Ленинграде, чуть
позже - в Москве. На Украине трехглазый друг пешеходов и водителей появился в 1936 году, в городе Харькове.
Задача светофора – регулировка дорожного
движения. И без этого важного устройства уже не обходятся даже в небольших
городах.
Интересные факты о светофоре
Светофоры — устройства солидные и достаточно
дорогие. В среднем эти электронные постовые стоят от 30 до 80 тысяч долларов.
Чаще всего с ними общаются жители больших городов.
В среднем за свою жизнь, дожидаясь зеленого света, человечество мегаполисов
простаивает на переходе около полугода.
Красный, желтый,
зеленый?..
Цветовая
гамма светофоров не везде одинакова. Так, в Японии долгое время вместо зеленого
глаза светил синий, но наука — вещь упрямая: учёные доказали, что зеленый свет
воспринимается людьми лучше. И синий фонарь ушёл в небытие.
В столице Германии — Берлине - есть
светофор с тринадцатью световыми сигналами!
Там же долгое время светился не привычный для
нас круглый глаз, а забавный человечек. Он настолько пришёлся жителям по душе,
что ему даже имя дали — Ампельман.
Когда
Ампельмана изъяли из обихода и заменили электронные устройства на стандартные,
горожане настолько возмутились, что организовали комитет по спасению веселого
человечка. Справедливость восторжествовала: Ампельман вернулся на своё
привычное место, стал брэндовым сувениром и обзавелся симпатичной подружкой в
Дрездене.
Гори, гори
дольше…
В
Сингапуре правительство позаботилось о пожилых людях и инвалидах: там зеленый
свет может гореть на 3 — 13 секунд больше. Для этого достаточно приложить к
считывающему устройству специальную карту.
Пешеходный
светофор
Узкая
улочка Винарна Чертовка в Праге настолько мала (всего 70 сантиметров), что там
с трудом проходит один человек. И чтобы избежать “пробок”, в этом месте
установили пешеходного регулировщика, предназначенного для людей. Пешеходы
передвигаются в этом месте по очереди!
Памятники
светофору
Более ста лет уже молчаливым стражам дорог и
пешеходных переходов. Возраст почтенный, поэтому достоин увековечивания.
В
Лондоне стоит целое светофорное дерево. Это чтобы уж точно никто мимо не
прошёл.
В
Таиланде предприимчивый бронзовый таиландец в каждой руке держит по светофору.
В
России памятники светофору находятся в Новосибирске, Москве и Перми. Последний
— настоящий раритет, который до сих пор при желании может функционировать, как
и в годы своей боевой молодости.
С Международным днем светофора!
Комментариев нет:
Отправить комментарий