Территориально Новгород был разделен на пять
самостоятельных районов. Более мелкими единицами были "сотни" и
"улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где
принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные
лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально
принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе
князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных
слоев населения.
На вече рассматривались наиболее важные вопросы
государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа:
присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против"
предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также
правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица
Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции:
альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть
до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.
Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве
в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было с
формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается
общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были
расширены.
В первой половине XVI в. реформируется система
местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские
избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
Особое место среди органов государственной власти в
XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным
органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и
общественно-политическому положению, а также по принципу выборного
территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей,
объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д.,
но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.
Наиболее важными событиями в деятельности Земских
соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство
Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы
проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой
избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную
процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний,
апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими
группировками.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей
сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало
перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
XIX – начало XX вв. в России – это время масштабных
реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного
права. До реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. понятие "выборное право" в основном
относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы
(городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового
представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное
право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.
Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской,
земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование
системы избирательного права в России и наделение избирательными правами
широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли
за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как
органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий
тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен
принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные
землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы
были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное
количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского
земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не
могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда,
находящиеся под следствием или судом.
По городской реформе учреждалась всесословная система
городского самоуправления. Выборные органы – городские Думы – получали
значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями
могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел
свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в
городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения,
общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице
своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и
возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался
умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав.
Все избиратели делились на три курии:
крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть
городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным.
Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты,
получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей
присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.
В начале XX в. в государственном устройстве России
произошли значительные перемены. Революционные события 1905 – 1907 гг.
заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России
был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума.
Население получило политические права, стала реальностью многопартийная
система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система
избирательного законодательства, определившая порядок формирования
Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был
обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного
порядка", в котором провозглашались политические свободы.
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные
акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ
"Об изменении положения о выборах в Государственную думу" (11 октября
1905 г.), Манифест "Об изменении Учреждения Государственного Совета"
и пересмотре "Учреждения Государственного Совета" и пересмотре
"Учреждения Государственной Думы" (20 февраля 1906 г.), а также новое
"Учреждение Государственной Думы" (Указ от 20 февраля 1906 г.).
Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11
декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но
все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали
такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными,
многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался
высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25
летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты,
народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за
преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать
должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие
полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не
допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие
избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в
неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми,
в губерниях трехступенчатыми.
Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая
система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому,
что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так, в
землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи
избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90
тысяч.
"Положение о выборах в Государственную Думу"
от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало
избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от
городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так, в крестьянской курии один выборщик избирался
теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате
процент избирателей снизился с 25 до 15 %.
Февральская революция 1917 г. положила начало новому
этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали
недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых
актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем
избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во
Всероссийское Учредительное Собрание.
27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о
производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление
"О волостном земском управлении". Сословные и имущественные
ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным
голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане
"обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20
лет.
2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило
"Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон
соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени.
Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися
политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный,
грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному
признакам. Расширялся состав избирателей – право голоса было предоставлено
женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах
устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые,
умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные
должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Для проведения выборов Россия делилась на
территориальные округа, создавались избирательные участки.
"Положение" определяло компетенцию и порядок работы избирательных
комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня,
каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого
он допускался к голосованию.
Таким образом, избирательное
законодательство периода демократической республики в России представляло собой
самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его
основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее
недолгое время.
Правящий в СССР режим утверждал о своей
демократичности. В стране существовала письменная Конституция, претерпевшая
несколько редакций. Согласно Конституции, власть принадлежала народу, а
верховными органами власти были Советы народных депутатов (отсюда слово
«советский» в названии государства). Депутаты Советов действительно часто имели
простонародное происхождение. Наиболее крупные территориальные единицы внутри
страны назывались «республиками». В 1936 году И. В. Сталин охарактеризовал
политическую систему СССР как «социалистическую демократию». Доминирование
одной разрешённой партии и отсутствие оппозиции Сталин объяснял тем, что
классовое единство и социалистическая собственность на средства производства
обеспечивают исполнение воли народа.
Через Советы,
профессиональные союзы и другие массовые общественные организации трудящиеся
активно участвуют в управлении государственными делами… Социалистический
демократизм включает как политические свободы — свободу слова, печати, митингов
и собраний, право избирать и быть избранным, так и социальные права — право на
труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на
материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери
трудоспособности; равноправие граждан всех рас и национальностей; равные права
женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной
жизни. Социалистическая демократия в противоположность буржуазной не только
провозглашает права народа, но и гарантирует их реальное осуществление.
Советское общество обеспечивает действительную свободу личности. Высшее
проявление этой свободы — освобождение от эксплуатации.
СССР вплоть до своего
распада оставался мировым лидером в сфере социально-экономического
законодательства (право на бесплатное образование и медицину, уравнение прав
мужчин и женщин, право на труд), в то время как в сфере защиты личных и
политических прав советское законодательство не соответствовало декларируемым
западными странами международным стандартам.
Нормы
Конституции, касающиеся прав и свобод личности, существовали только в
теории: до Второй мировой войны проводилась политика ограничения свободы
личности в пользу государственных интересов, однако и после войны публичное
несогласие с официальной идеологией наказывалось тюремными сроками или высылкой
из страны, а несанкционированные митинги жестоко подавлялись.
Однако по одному из
важнейших критериев демократичности общества: равенству возможностей СССР
оставался мировым лидером вплоть до своего распада: возможности вертикальной
социальной мобильности (социальный лифт) — способность представителей
низших социальных групп достичь высших статусных позиций (позитивная
дискриминация) были значительно выше, чем в постсоветский период, а также выше,
чем в западных демократиях.
СССР занимал лидирующие
позиции в мире также по следующему критерию демократичности общества:
социальной дифференциации — политика ограничения социального неравенства и
сдерживания дифференциации доходов между высшими и низшими социальными группами
в СССР способствовала тому, что дифференциация доходов населения,
уровень социального неравенства в СССР был в несколько раз ниже, чем в
постсоветский период, а также значительно ниже, чем в развитых западных странах.
На сегодняшний день для
многих либеральных демократий характерно наличие следующих процедурных
норм (институтов) и следование принципу верховенства права в их
соблюдении
Выборные
государственные должности. Современные демократии являются
представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над
принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные
гражданами лица.
Свободные,
честные и регулярно проводимые выборы, в которых
имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в
сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и
их объединениями.
Отзывчивость
правительства. Проводимая политика зависит от
результатов выборов и от предпочтений избирателей.
Свобода
самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно
выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему,
общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.
Доступ
к альтернативным и независимым источникам информации.
Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ
и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть
доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.
Развитое гражданское
общество, автономия общественных организаций и их возможность оказывать
влияние на деятельность государственных институтов. Граждане вправе учреждать
относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические
партии.
Всеобщий охват
гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам
взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.
Политическая система,
включающая приведённые выше семь институтов, называется «полиархией». Главными ее
особенностями являются возможность политической конкуренции, обеспечение права
на участие в политике и управление на основе коалиции. Такое правление
противоположно диктатуре, когда при выборе политического курса доминируют
предпочтения одной группы. Важную роль играет потребность конкурирующих элит
заручиться поддержкой со стороны широких слоёв населения, что нехарактерно
для олигархии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий