21 октября – 125
лет замечательному отечественному сказочнику, писателю, драматургу Евгению
Львовичу Шварцу (1896 – 1958).
Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после
смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Им написаны с детства
всеми любимые «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки
«Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо»... Его
пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь»,
«Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи
связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!». Мы вырастаем
на его сказках и пьесах, но что нам известно об авторе?
Евгений Шварц
родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. Казань была для Шварца
только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и
церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось
увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство
Евгения было полно самых разных впечатлений. Дмитров, где мальчик только
научился ходить и самостоятельно есть, сменился на Армавир. Раннее детство
Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар,
Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были <…> разновременные наезды в родной
город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».
С раннего детства
Женя признавал только те выдуманные истории, которые имели счастливый финал. Наотрез
отказывался дочитывать книжку, заподозрив, что она может кончиться грустно. Впервые
слушая про Дюймовочку, он с ужасным криком заткнул себе уши и не дал маме
дочитать, потому что слишком боялся плохого конца. Мама пользовалась этим
в педагогических целях: едва Женя садился за еду, она начинала импровизировать
сказку. И к середине тарелки герои непременно оказывались на утлом суденышке в
бушующем море. А дальше будущему сказочнику предъявлялся ультиматум:
«Доедай всё до конца! Если хоть что-нибудь останется на твоей тарелке, они там
все на судне утопнут в море!» И несчастный Женя подчищал свою тарелку до
полного сияния, только чтобы все у всех и всегда кончалось хорошо. Уже в
детстве он умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. Согласно
многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом
сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три
года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением,
выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти. Однажды
мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от
застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом:
«Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово –
«писатель». Но я не сомневался, что буду писателем»… Женя вырос ярким,
веселым и начитанным мальчиком.
Писательская
биография великого сказочника складывалась без сказочной лёгкости. Печататься
Шварц начал в провинциальной прессе. Впервые обзавёлся псевдонимом, стал
называться Щуром. (Щур – это древнеславянское обозначение домового и некоей
певчей птицы). Под этой фамилией в журнале «Воробей» в 1924 году появился
«Рассказ Старой Балалайки». «Балалайку» заметил Маршак и похвалил Мандельштам.
На следующий год у Шварца вышло сразу несколько детских книжек «Воробей»,
«Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь» и «Шарики», а, кроме того, и
первая книжка детских стихов «Рассказ старой скрипки».
Первой его
настоящей сказкой для сцены была «Красная Шапочка». Сделал он её талантливо,
мило, но очень робко. На премьере «Красной Шапочки», которая состоялась в
ленинградском ТЮЗе в 1937 году, всем показалось, что это какая-то «не такая»
детская сказка. Прямо в первом действии Красная Шапочка почему-то говорила: «Я
волка не боюсь... Я ничего не боюсь». А когда через два года все увидели
«Снежную королеву», стало ясно, что все эти смешные вороны и маленькие
разбойницы какие-то уж очень умные. С 1934 года в столе у Шварца лежал «Голый
король», который в сюжете своем «перепутывает» три знаменитых андерсеновских
сказки. Великий Акимов попросил автора дать Театру Комедии пьесу на современную
тему. Шварц увлекся объединением сказочных мотивов, получилась пьеса «Принцесса
и свинопас». Вместо обычной нормальной советской пьесы Шварц создал как бы
сказку – в меру наивную и добрую, но при этом – столь изощрённо остроумную,
печальную и глубокую, что её тотчас после блистательной премьеры в 1934 году
пришлось запретить. Только тридцать лет спустя пьесу под новым названием «Голый
король» увидели зрители московского театра «Современник». Запоздалый успех
доказал прочность и жизнеспособность этой пьесы.
Для театра кукол
Шварц написал пьесу «Сказка о потерянном времени», поставленную в 1940 году.
Потом были «Сказка о храбром солдате», поставленная в 1946 году и «Сто друзей»,
поставленная в 1948 году. По его сценариям были сняты фильмы «Золушка» в 1947
году, «Первоклассница» в 1948 году и другие фильмы. В них все было авторское –
от написания до постановки, поэтому драматург Евгений Шварц даже более
известен, чем писатель.
Сказочных пьес у
Шварца было немного, но славу ему принесли именно они. Николай Павлович Акимов,
руководитель знаменитого Ленинградского театра комедии и неустанный постановщик
Шварца написал так: «...нашелся все-таки волшебник, который, сохранив власть
над детьми, сумел покорить и взрослых, вернул нам, бывшим детям, магическое
очарование простых сказочных героев — злых драконов и говорящих котов.
Волшебник, ковер-самолет которого по вечерам поднимает сразу тысячу взрослых
серьезных людей и мигом уносит их за тридевять земель в утерянный, казалось,
мир — в мир сказки... На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а
добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы
всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о
чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим
поступкам, чем обычно». Пожалуй, о сказочной драматургии Евгения Львовича
Шварца лучше не скажешь.
Евгения Шварца
обожали дети и домашние животные. Лучших доказательств того, что Шварц был
хорошим человеком, не придумать. И, хотя это обстоятельство еще не гарантирует
счастья, хороший человек Евгений Шварц прожил очень счастливую жизнь. Он не мог
не стать сказочником. Хотя скорее он просто был им с самого начала. Не зря же
дети висли на нем гроздьями, где бы он ни появился, задолго до того, как Шварц
начал писать сказки. Он умел играть с детьми. Не давя и не унижая, просто быть
равным. А еще он умел разговаривать с животными. В конце сороковых жил у Шварца
кот, который не только ходил в туалет на унитаз, но и спускал за собой воду.
Друзья, завсегдатаи домов творчества, зубоскалили, что этому и иных членов
Союза советских писателей обучить не удается. А случайно оказавшийся в гостях у
Шварца известный дрессировщик едва не хлопнулся в обморок. Он отказывался
верить своим глазам, настаивая, что кошки не поддаются такой дрессировке в
принципе! Дрессировке, может, и не поддаются, но если попросит сказочник...
Наверное, ушедший в возрасте 61 года
Шварц не успел многого. Но на главное – подарить людям сказку и волшебство – у
него хватило времени. Он стал автором более чем 25 пьес, примерно 15 сценариев,
нескольких рассказов. Всего у Шварца при жизни вышло огромное по нынешним
меркам число книг — около шестидесяти, общим тиражом более двух миллионов
экземпляров. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка»,
«Дон-Кихот», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Тень».
Хочется подробнее
остановиться на детских книжках. У Евгения Шварца идеальные, гениальные и
мудрые сказки со смыслом. Лёгким языком, с мягким юмором он говорит об очень
глубоких вещах.
Настоящая
волшебная сказка «Два брата» (1945), проникновенная и искренняя,
которая несет добро в детские сердца. Обязательно прочитайте её. Она о семье, о
дружбе, взаимопомощи, любви к ближнему. Шварц раскрывает отношения родных людей
в семье и призывает беречь, любить и никогда не бросать своих родных и близких.
Повесть «Первоклассница»
(1948) была написана Евгением Шварцем достаточно давно. Это добрая и
смешная история о первокласснице Марусе, рассказанная от ее имени. Несмотря на
то, что описываемые события происходили давно и повествование в книге ведется
от имени девочки, мальчикам тоже будут интересны, близки и понятны переживания
Маруси и ситуации из ее жизни.
«Сказка о потерянном времени» написана ещё в 1940 году, но
не потеряла своей актуальности. Ведь и в наши дни многие не умеют ценить время,
растрачивая его понапрасну на всякие пустяки. Особенно современные дети –
компьютерные игры, пустая болтовня, тусовки и неумение себя занять. Герои
книги, мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, тоже теряли
понапрасну время. И вот однажды четыре злых волшебника решили вернуть себе
молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных
лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. И вот
свершилось колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники
помолодели. Злые волшебники забрали потерянное зря время. Ребята, которые
не ценили время, превратились в стариков и старушек. И в то же время у детей
оставался шанс вернуть время назад. Сказка учит ценить то, что имеешь, потому
что, утеряв необходимое, можешь лишиться шанса вернуть утраченное.
Сказка учит тому, что не нужно
откладывать на завтрашний день то, что возможно сделать сегодня. Нужно ценить
каждую минуту, каждые час, день, иначе жизнь пролетит очень быстро и можно не
заметить, как состаритесь и ничего не успеете сделать.Главная мысль сказки: «…ты
помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
А ведь ещё есть
чудесная добрая пьеса «Два клёна», рассказ «Приключения Шуры и Маруси», сказки
«Новые приключения кота в сапогах» и «Рассеянный волшебник»… В последней его
сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается
не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во
весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь
его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить
поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники,
учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот — сказочник. И все — и актеры, и
учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники — все мы работаем, и все
мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди». Эти слова героя пьесы
«Снежная королева» полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу,
который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько
десятилетий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий