четверг, 25 февраля 2021 г.

"Выборы: история и современность" час информации в рамках заседания клуба Ветеран голосования

 


С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования – своеобразный элемент демократии – первобытный по характеру.

Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный - «против».

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

         Шли годы, столетия, сменялись государства и формы правления народовластия. Как же проходили выборы в России?

Выборы на Руси. Вспомним Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась новыми членами и превратилась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники чёрных сотен, казаки, а также «уездные люди» (вольные крестьяне). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.

Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Элементы выборности затрагивали даже такие сферы государственного управления, в которых традиционно господствовало единоначалие: например, в российской императорской армии существовали такие выборные органы, как офицерские собрания, суды офицерской чести, а у нижних чинов – выборы ротного артельщика.

В 1917 году впервые в истории  России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание.

 В результате реформ 1988-1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат.

Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

Выборы – самый демократичный способ определения волеизъявления граждан в истории человечества. Выборы занимают особое место в политической жизни государства, поскольку их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны.

Отсчет времени современной избирательной системы России мы ведем с 1993 года – принятия новой Конституция Российской Федерации и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание.

Осенью 1993 года российское государство столкнулось с определенными вызовами: отсутствовала необходимая законодательная база для проведения выборов и референдумов, они проводились на основе положений, утвержденных Указами Президента Российской Федерации. Система избирательных комиссий и их полномочия, правовая база выборов и референдумов фактически были созданы в течение одного-двух месяцев.

Указами Главы государства были утверждены также состав ЦИК по выборам в Государственную Думу и Положение о Комиссии, Положение о выборах депутатов Государственной Думы, Положение о выборах депутатов Совета Федерации.

В Положении о выборах депутатов Государственной Думы были заложены основы современной избирательной системы, которые впоследствии уточнялись, развивались, совершенствовались или были преобразованы в иные.

           Первые выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.

       Первые выборы Президента Российской Федерации состоялись 16 июня (3 июля прошел второй тур выборов) 1996 года.            

На сегодняшний день сформирована цельная правовая база организации выборов. Мы выбираем согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В законе закреплены нормы, которые должны воспрепятствовать вхождению во власть представителей криминалитета, экстремистских организаций, поставить заслон грязным избирательным технологиям, бесконтрольному финансированию избирательных кампаний кандидатами в депутаты.

Российское законодательство достаточно жестко регламентирует процедуру подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях. Так, начиная с 1997 года, действует норма, согласно которой сортировка избирательных бюллетеней при подсчете голосов производится с оглашением их содержания и предъявлением бюллетеня для визуального ознакомления, а с 2002 года – норма, обязывающая производить подсчет рассортированных бюллетеней путем их перекладывания. Регламентированы также процедуры погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета данных, содержащихся в списках избирателей, заполнения итогового протокола. Наблюдение за выборами играет важную роль в повышении доверия к избирательному процессу, способствует общей защите и поддержке гражданских и политических прав.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий