С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях
(сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования –
своеобразный элемент демократии – первобытный по характеру.
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где
свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в
народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании,
приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с
помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный -
«против».
В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по
нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного
деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура
голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя
человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в
специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее
число раз, объявлялся изгнанным.
В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования.
Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого
начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат
облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и
отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день
голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный
бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Шли годы, столетия,
сменялись государства и формы правления народовластия. Как же проходили выборы
в России?
Выборы на Руси. Вспомним Новгородское вече – орган прямой демократии,
выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым
самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения
важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась
новыми членами и превратилась в Земский собор. В состав Собора входили все чины
Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, гости, старосты гостиных
сотен, сотники чёрных сотен, казаки, а также «уездные люди» (вольные
крестьяне). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и
по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения
новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали
царей Бориса Годунова и Михаила Романова.
Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является
Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России
после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах
допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных
прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни,
губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Элементы выборности затрагивали даже
такие сферы государственного управления, в которых традиционно господствовало
единоначалие: например, в российской императорской армии существовали такие
выборные органы, как офицерские собрания, суды офицерской чести, а у нижних
чинов – выборы ротного артельщика.
В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в
Учредительное собрание.
В
результате реформ 1988-1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением
нескольких кандидатов в депутаты на один мандат.
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного
права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах
является свободным и добровольным.
Выборы
– самый демократичный способ определения волеизъявления граждан в истории
человечества. Выборы занимают особое место в политической жизни государства,
поскольку их исход во многом предопределяет дальнейший вектор развития страны.
Отсчет времени современной избирательной
системы России мы ведем с 1993 года – принятия новой Конституция
Российской Федерации и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание.
Осенью 1993 года российское государство столкнулось с определенными вызовами: отсутствовала необходимая законодательная база для проведения выборов и референдумов, они проводились на основе положений, утвержденных Указами Президента Российской Федерации. Система избирательных комиссий и их полномочия, правовая база выборов и референдумов фактически были созданы в течение одного-двух месяцев.
Указами Главы государства были утверждены также состав ЦИК по выборам в Государственную Думу и Положение о Комиссии, Положение о выборах депутатов Государственной Думы, Положение о выборах депутатов Совета Федерации.
В Положении о выборах депутатов Государственной Думы были заложены основы современной избирательной системы, которые впоследствии уточнялись, развивались, совершенствовались или были преобразованы в иные.
Первые выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года. Первые выборы Президента Российской Федерации состоялись 16 июня (3 июля прошел второй тур выборов) 1996 года. |
На сегодняшний день сформирована цельная
правовая база организации выборов. Мы выбираем согласно ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В
законе закреплены нормы, которые должны воспрепятствовать вхождению во власть
представителей криминалитета, экстремистских организаций, поставить заслон
грязным избирательным технологиям, бесконтрольному финансированию избирательных
кампаний кандидатами в депутаты.
Российское законодательство достаточно
жестко регламентирует процедуру подсчета голосов в участковых избирательных
комиссиях. Так, начиная с 1997 года, действует норма, согласно которой
сортировка избирательных бюллетеней при подсчете голосов производится с оглашением
их содержания и предъявлением бюллетеня для визуального ознакомления, а с 2002
года – норма, обязывающая производить подсчет рассортированных бюллетеней путем
их перекладывания. Регламентированы также процедуры погашения неиспользованных
бюллетеней, подсчета данных, содержащихся в списках избирателей, заполнения
итогового протокола. Наблюдение за выборами играет важную роль в повышении
доверия к избирательному процессу, способствует общей защите и поддержке гражданских
и политических прав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий