суббота, 25 апреля 2020 г.

#75словПобеды#Библионочь2020#Память_нашей_Победы Литературная гостиная о поэтах-фронтовиках «Строки, опаленные войной»



С первых дней Великой Отечественной войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Поэт Василий Лебедев-Кумач в первые дни войны пишет стихотворение «Священная война», которое стало песней – олицетворением народного гнева и решимости сражаться с врагом. Во время Великой Отечественной войны В.Лебедев-Кумач войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот», окончил войну как капитан первого ранга.
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!..

Сергей Наровчатов в годы  Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты   2-й ударной армии. В 1941 году Сергей Наровчатов пишет стихотворение, проникнутое болью за родную землю, на которую вторглись захватчики.

Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов,
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов. 

Запоминал над деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.

И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак. 

В своей печали древним песням равный,
Я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву узнавал.

Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
- Россия, мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мн
е за тебя? 
1941 




В первые дни Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года,  К.Симонов был призван из запаса и стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда» Западного фронта.  20 июля 1941 года Симонов был переведён военным корреспондентом в «Красную звезду», где служил до осени 1946 года. Одновременно как внештатный корреспондент публиковал свои статьи в «Известиях».

Удручающие картины отступающих частей Красной армии произвели на Константина Симонова сильное впечатление, но поэт видел веру в глазах мирного населения – веру в то, что отступление только временное. Казалось, что каждый солдат слышал мольбу: «Родимые, покуда идите, мы вас подождем».
И эти чувства, переполнявшие поэта, вылились в стихотворные строки, которые были близки и понятны каждому. В 1941 году Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», которое посвятил своему другу, поэту Алексею Суркову.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
Зав бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:-  Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.





        Александр Твардовский был военным корреспондентом на Западном фронте. Всенародным любимцем и «своим парнем» для бойцов стал Василий Теркин – герой одноименной поэмы Александра Твардовского. Солдаты читали эту поэму во время затишья на передовой, в госпитале – и всегда Вася Теркин вселял надежду и веру в победу.
Эпизоды поэмы связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались и были невероятно популярны на передовой. "Теркина" заучивали наизусть, ему подражали. В письмах с фронта бойцы благодарили автора и признавались, что хотели бы " закончить войну вместе с Теркиным". После войны в Смоленске установлен памятник А.Твардовскому и его литературному герою – Василию Теркину.


Глава «О награде» из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое –
Человек пришел с войны.

И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».

… И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

 - Как, мол, что? – Бывало всяко.
 - Трудно все же? – Как когда.
 - Много раз ходил в атаку?
 - Да, случалось иногда…

И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

… Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль…


Поэт Сергей Орлов после начала Великой Отечественной войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года командир взвода тяжёлых танков «КВ» С.С. Орлов 33-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Стихотворение «Его зарыли в шар земной», написанное С.Орловым в 1944 году, стало поэтическим мавзолеем солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

1944
 «Никто не забыт и ничто не забыто…» И голоса поэтов фронтового поколения по-прежнему звучат в наши дни и напоминают о тех трагических и героических днях, когда весь народ встал на защиту своей страны.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения поэтов-фронтовиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий