Рассветовский отдел присоединяется к всероссийской
культурно-образовательной акции «Ночь искусств-2021». Её девиз - «Искусство
объединяет».
Ребята, многие из
вас испытали волшебную силу искусства. Человек с момента своего существования
начал рисовать; извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов и
петь... Сегодня мы не мыслим своего существования без музыки, поэзии, картин,
книг.
Существует такое понятие как
эстетика — это философское понятие о сущности и формах прекрасного в
художественном творчестве, в природе и жизни.
К нам в гости пришли некоторые
представители богемы: художник, писатель, поэт и музыкант. Они поделятся своими
мыслями, расскажут интересные легенды, истории.
Писатель: Чудодейственная сила искусства
заключается в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к
разуму. Эстетическая мысль, понятие о красоте вошли в жизнь человека потому,
что он не может воспринимать мир одним лишь умом — рационально, ему необходимо
воспринимать его и сердцем, чувствами.
Поэт: Способность воспринимать прекрасное —
великий дар природы людям; но это и дар человечества самому себе, потому что
люди способны развивать в себе этот дар, а это ведет к глубине восприятия мира.
Музыкант: Мир музыки очень трудно объяснить
словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это очень тонкий
инструмент звукового совершенствования человека, способный привнести в его
жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой,
тусклой, невыразительной.
Художник: Человек должен быть воспитан буквой,
цифрой и обязательно нотой, иначе в нем будет упущено нравственное начало — в
его жизни не будет красоты и гармонии.
Писатель: Музыка развивает и творческие
возможности человека: он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать,
легче понимать других людей, он наделен воображением, способен к творческому
мышлению.
Музыкант: Ключ к пониманию классики — это
народная песня; для восприятия народной музыки не нужно никакой специальной
подготовки. Она требует только сопереживания, открытости души, слушая ее,
человек становится лучше, чище...
Иногда, слушая мелодии
старинных русских песен или духовную музыку, наворачиваются слезы на глаза
помимо твоей воли. Почему так волнуют эти звуки? Есть такое понятие, как генная
память, которая в нас заложена на родную музыку и на глубокие душевные эмоции
человека. Если вас «задела» классика, то она сопровождается естественным взрывом
эмоций, слезами радости, очищения.
Художник: Неизгладимый след в искусстве оставил
Рафаэль. Он умер в 37 лет. С тех пор минуло пять столетий, но людская
признательность окружила его имя поклонением, а его биографию украсила
легендами.
Писатель: Рассказывают, что в Урбино, по
соседству с домом Джованни Санти (отца Рафаэля), размещалась мастерская некоего
Бенедетто Ронкони, гончарного мастера и художника по росписи керамики. Однажды
мастер получил большой заказ от герцога Гидобальдо де Монтефельтре: изготовить
блюдо и вазу из лучшей майолики с красочной многофигурной композицией.
Поэт: Бенедетто Ронкони, почти слепой, сам не
мог взяться за роспись. Но у него было четыре ученика. Один из них 20-летний
Лука, дружил с 7-летним Рафаэлем, нисколько не смущаясь разницы в возрасте.
Лука любил Панцифику, дочь Бенедетто, и она любила его. Но над ними нависла
беда: отец объявил конкурс среди своих учеников и обещал победителю право на
брак с Панцификой. Лука был искусным гончаром, но писать красками он не
умел. Он заранее знал, что проиграет в конкурсе, и был страшно удручен.
Художник: Тогда маленький Рафаэль пришел на помощь
своему старшему другу: собрал кисти и краски и сел тайком рисовать. Мальчик
расписывал вазу с весны до конца лета, забросив игры и забавы. Наконец, настал
день, когда герцог Гидобаль- до приехал принять заказ. Десять художников,
десять претендентов на руку Пацифики представили свои работы... Герцог и его
свита остановились, потрясенные, возле вазы, расписанной Рафаэлем.
Музыкант: Однако больше всех был поражен
Бенедетто. Он заявил герцогу, что у него нет ученика, способного так расписать
вазу! Лука не посмел присвоить себе чужую славу. Все стояли в замешательстве. И
только когда герцог настойчиво попросил художника отозваться, из толпы вышел
маленький Рафаэль.
Писатель: Герцог снял с себя золотую цепь и надел
ее на Рафаэля: «Вот тебе первая награда, ты их получишь еще много, чудное
дитя!»
Рафаэль не растерялся и
потребовал права на руку Пацифики, которую торжественно уступил своему
счастливому другу.
Художник: Рафаэль родился в 1483 году. Конец
XV века в Италии обозначился расцветом Возрождения. В это время работали такие
великие мастера, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Рафаэль приезжает во
Флоренцию, будучи хорошим художником, получившим уроки мастерства у Пьетро
Ваннучи. Но он не останавливается на достигнутом — изучает анатомию, законы
перспективы, математику, чтобы подняться вровень с такими талантами, как
Леонардо и Микеланджело.
Поэт: Мастерство Рафаэля стало виртуозным.
— Как же писал Рафаэль?—
спросили большого мастера живописи.
— Не знаю, чем он писал,—
ответил тот.
— То есть как не знаешь? Он
писал кистью?
— Скорее всего не кистью, а
дыханием писал! Привычного прикосновения кисти на картинах
Рафаэля обнаружить невозможно.
Его фантастическая техника сочеталась с глубокой простотой и неповторимостью
поэтических образов.
Писатель: «Сикстинская мадонна» написана
необыкновенно просто. На полотне нет следов инструмента. О такой живописи на
Древней Руси говорили: «Дымом писано».
«Сикстинская мадонна» признана
шедевром живописи.
Музыкант: Карамзин писал, что Рафаэль выразил «в
образе Марии красоту, невинность и святость».
Поэт: Фет восклицал: «Когда я смотрел на
эти небесные воздушные черты, мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи
или искусстве... Я лицом к лицу видел тайну, которую не постигал, не постигаю
и, к величайшему счастью, никогда не постигну... Разве это картина, разве это
сочинено?»
Писатель: Но точнее смысл этого произведения
передал Жуковский: «Чем далее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой
что-то неестественное происходит... Занавес раздернулся, и тайны небес
открылись глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как
будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный
свет, полный ангелов, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь...
Святой Сикст и мученица Варвара стоят также на небесах: на земле этого не
увидишь... все в размышлении... и святые, и ангелы... Один только предмет
напоминает в картине о земле: это Сикстова тиара, покинутая на границе здешнего
света... Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено
в малом пространстве и, несмотря на то, все необъятно и неограниченно».
Художник: Невесом полет мадонны. Но еще мгновение
— и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое — своего сына;
примите его, он готов за вас принять смертные муки. У младенца Сикстинской
мадонны осмысленный взор. Это бог, и, как бог, он тоже посвящен в тайну своего
будущего, он знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он
прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь
только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.
Музыкант: Эта картина пробуждает в зрителе добрые
чувства, возносит Рафаэля как художника на недосягаемую высоту. Существует еще
одна легенда, связанная с этим произведением. Некоторые художники смертельно завидовали
Рафаэлю. Когда он был в отъезде, они решили погубить незаконченную «Сикстинскую
мадонну».
Художник: Был праздник. У большого храма собралась
толпа. Враги Рафаэля выставили нищим и бродягам бочки с вином и пустили слух,
что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на руках,
нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв негодования.
Разъяренная толпа ринулась громить мастерскую Рафаэля. Злопыхатели были
уверены, что разбушевавшиеся бродяги в религиозном фанатизме уничтожат картину.
Поэт: Вот взломали дверь. На мольберте,
прикрытый покрывалом, стоит огромный холст. Фанаты жаждут разрушения, порвать,
растоптать... Кто-то поднимается по лесенке к мольберту и срывает легкое
покрывало...
Впервые Сикстинская мадонна
встретилась с людьми. Она как бы спустилась со своей высоты в эту и радостную,
и страшную земную жизнь. Толпа замерла. Замолкли крики. В задумчивом молчании
все покинули мастерскую...
Писатель: Это красивая легенда! А вот быль: во
время Великой Отечественной войны Сикстинская мадонна была спасена от гибели. В
1945 году гитлеровцы в преддверии краха спрятали в глубоких шахтах картины
Дрезденской галереи. Шахты заминировали. Советские солдаты с риском для жизни
спасли шедевры живописи для человечества, в том числе и мадонну...
Поэт: Наш рассказ о великом художнике и вообще
о высоком искусстве хочется закончить словами Леонардо да Винчи: «Живопись —
это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».
Художник: Живопись ревнива и требует, чтобы
человек принадлежал ей весь целиком.
Микеланджело
Музыкант:
Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски
злого,
Чтоб не могла на час один
В нем музыка свершить
переворот.
В.
Шекспир
Писатель: Сочинения прекрасны именно
отсутствием прикрас. Цицерон
Поэт: Гёте говорил: «Мне всегда лучше
работается после того, как я послушаю музыку».
Художник: Тот не писатель, что не прибавил к
зрению человека хотя бы немного зоркости.
К.
Паустовский
...Истинной жизни нет без
искусства. Еврипид
Комментариев нет:
Отправить комментарий