Наталья Алексеевна Суханова родилась 10 июня 1931 года в городе Томске, а в 1939 году семья переехала в город Железноводск Ставропольского края.
Когда
Наталье Алексеевне Сухановой задавали вопрос о том, как она стала
писательницей, она рассказывала удивительную историю из детства. А началось все
с книги, которую она нашла в доме, где поселилась их семья. В ней не было ни
начала, ни конца, и маленькая Наташа решила, что она волшебная. Речь в этой
книге шла о железном человеке, который щелкал орехи. Но тогда она еще не знала,
что это была сказка Гофмана «Щелкунчик». Прочитав книгу ей стало жаль
расставаться с ее героями, тем более что из-за отсутствия страниц она не знала,
что с ними стало дальше. И тогда она решила сама придумать продолжение книги.
Но до настоящих книг было еще далеко. И писать их она начала довольно поздно.
Начинала
Наталья Алексеевна Суханова как поэт, первые стихи были написаны ранним
детством – между девятью и десятью годами. Когда она училась в 9 классе,
курортница, с которой она познакомилась, сказала, что дружит с Николаем
Тихоновым, известным поэтом, и может показать ему ее стихи. Наташа передала
стихи, а спустя время Николай Семенович прислал ей открытку, в которой назвал ее
талантливой девочкой, и приписал: «Если будешь в Москве, звони, заходи».
Первый,
настоящий, зрелый рассказ она написала, когда работала по специальности в
Тверской области. Насмотрелась деревенской жизни, наслушалась частушек… Впервые
ее рассказы появились в 1961 г. в журнале «Молодая гвардия».
Первая
фантастическая повесть для детей вышла под названием «В пещерах мурозавра».
В ней рассказывается о мальчике Фимке, увлеченном изысканиями в области
муравьиной жизни. Он решил пробраться в муравейник, чтобы подтвердить свои
научные предположения, и попал-таки туда с помощью придуманных им
«уменьшительных» таблеток. Это книга и о его взрослых и юных друзьях, не
бросивших мальчика в беде и последовавших за ним в полное опасных приключений
путешествие по муравейнику: о милицейском следователе Людвиге Ивановиче,
Матильде Васильевне и ее внучке Анюне, «как звала ее бабушка», или Нюне, «как
звали все остальные», и старушке по фамилии Тихая.
В
повести «В пещерах мурозавра» можно почерпнуть массу интересных сведений – о
зверях, насекомых, растениях, об особенностях нашего мира.
В
повести «Многоэтажная планета» действуют те же герои, что и в повести
«В пещерах мурозавра»: Аня, бабушка Тихая и Матильда Васильевна. Они вместе с
группой ученых летят к неведомой планете Флюидус изучать новые формы жизни,
природные условия которой, «по мнению ученых, больше напоминали тот невероятный
мир, в котором живут насекомые». Те невероятные приключения, которые они
пережили несколько лет назад, не только дали ученым ключ ко многим загадкам
удивительного мира насекомых. Это путешествие, этот мир повлиял и на их
организм, постепенно усилив необычные способности: у Анюни – видеть в темноте,
у бабушки Тихой – различать по запахам материал и форму любого предмета, у
Матильды Васильевны – переносить космические перегрузки.
Повесть
«Многоэтажная планета» согрета и пронизана чувством привязанности людей друг к
другу, готовностью понять и полюбить все доброе вне Земли, наделить теплом
своей души инопланетян.
О
том, как появился герой Юппи из «Сказки о Юппи», Наталья Алексеевна
рассказала на одной из встреч с читателями:
«Я очень люблю животных, люблю читать о
них. Но мне всегда было за них страшно, ведь они так доверяют людям, а те порой
очень жестоко с ними обращаются. И я подумала: а если бы животные говорили, что
о нас, людях, они думают, какими мы им кажемся? Так и возник зверек, который
умел думать и разговаривать - Юппи».
Юппи
– необыкновенный зверек, с пушистым разноцветным, как радуга, хвостом, пытается
постичь важные истины: кто я, откуда? зачем, ради чего я живу на Земле? «Юппи
чувствовал, что если очень-очень подумать, если собрать все, что в нем есть,
вместе, то, наверное, можно и без подсказки понять, для чего он. Глаза, нос,
уши… А все, все это вместе – для чего? И вдруг Юппи догадался: все вместе – это
радость жить!»
Прочитана
последняя строчка сказки о Юппи, но так и не разгаданы до конца тайны
маленького пришельца. Именно эти тайны способны вызвать юного читателя на самые
серьезные размышления о том, какими нам быть, чтобы вся Земля стала одной
прекрасной Красной книгой!
Повесть «Подкидыш» не
столько сказочная, сколько фантастическая, потому что в ней вроде бы вполне
обыкновенные события получаются уж очень невероятными. Кстати сказать, только у
этой повести есть реальные прототипы. У Натальи Алексеевны была знакомая семья,
в которой было трое мальчиков. Вот они и стали героями этой сказки.
В
грозовую ночь на морском побережье четверо детей из семьи Гвилизовых сидели у
окна и смотрели на море, которое освещали вспышки молнии. Самый старший – Глеб
стал свидетелем необычного явления: из середины тьмы протянулся вниз изогнутый,
как сабля, луч, уперся в заблестевшую поверхность моря и вдруг пронзил,
высветил морской мрак далеко вглубь, и море стало голубым точно, днем.
А
наутро, когда все отправились на пляж, Глеб нашел странный камень размером с трехлитровую
банку, обладающий удивительным свойством – тяжелеть, а потом вдруг становиться
легким, как воздушный шарик. Обычно шаловливые дети вдруг стали
образцово-показательными. Ни маме, ни папе и в голову не могло прийти, что
вместе с вещами домой с моря они везут этот камень. Дома дети его старательно спрятали,
а потом … забыли. И вдруг из камня появилось существо ростом сантиметров
пятьдесят, не больше, с маленькими ручками, стоящее на ногах с довольно
странной внешностью.
Так
же, как и в «Сказке о Юппи», ее главный герой, Завря,- единственный в своем
роде, или, как говорят взрослые, уникальный зверек. Но как ни пытались дети в
томе «Жизнь животных» по иллюстрациям определить, кто же перед ними, они так и
не смогли ответить на этот сложный вопрос. И вот оказывается, что Завря –
землянин, потомок древних, вымерших на Земле ящеров. И в то же время он - инопланетянин.
В
своих книгах Наталья Алексеевна Суханова стремится научить ребят видеть красоту
природы, любить ее. Это видение, по ее мнению, есть первая ступень в понимании
человеком окружающего мира, первый шаг к осознанию своей причастности, наконец,
своей ответственности за все, что есть на земле. Писательница учит юных
читателей любить прекрасное и удивительное не только в сказке, но и в нашей
повседневной жизни. И так во всех книжках Натальи Алексеевны: от веселой игры –
к серьезному разговору.
Комментариев нет:
Отправить комментарий