четверг, 10 июня 2021 г.

"В таинственной стране Натальи Сухановой" литературный час к 90-летию со дня рождения


 Наталья Алексеевна Суханова родилась 10 июня 1931 года в городе Томске, а в 1939 году семья переехала в город Железноводск Ставропольского края.

Когда Наталье Алексеевне Сухановой задавали вопрос о том, как она стала писательницей, она рассказывала удивительную историю из детства. А началось все с книги, которую она нашла в доме, где поселилась их семья. В ней не было ни начала, ни конца, и маленькая Наташа решила, что она волшебная. Речь в этой книге шла о железном человеке, который щелкал орехи. Но тогда она еще не знала, что это была сказка Гофмана «Щелкунчик». Прочитав книгу ей стало жаль расставаться с ее героями, тем более что из-за отсутствия страниц она не знала, что с ними стало дальше. И тогда она решила сама придумать продолжение книги. Но до настоящих книг было еще далеко. И писать их она начала довольно поздно.

Начинала Наталья Алексеевна Суханова как поэт, первые стихи были написаны ранним детством – между девятью и десятью годами. Когда она училась в 9 классе, курортница, с которой она познакомилась, сказала, что дружит с Николаем Тихоновым, известным поэтом, и может показать ему ее стихи. Наташа передала стихи, а спустя время Николай Семенович прислал ей открытку, в которой назвал ее талантливой девочкой, и приписал: «Если будешь в Москве, звони, заходи».

Первый, настоящий, зрелый рассказ она написала, когда работала по специальности в Тверской области. Насмотрелась деревенской жизни, наслушалась частушек… Впервые ее рассказы появились в 1961 г. в журнале «Молодая гвардия».


Первая фантастическая повесть для детей вышла под названием «В пещерах мурозавра». В ней рассказывается о мальчике Фимке, увлеченном изысканиями в области муравьиной жизни. Он решил пробраться в муравейник, чтобы подтвердить свои научные предположения, и попал-таки туда с помощью придуманных им «уменьшительных» таблеток. Это книга и о его взрослых и юных друзьях, не бросивших мальчика в беде и последовавших за ним в полное опасных приключений путешествие по муравейнику: о милицейском следователе Людвиге Ивановиче, Матильде Васильевне и ее внучке Анюне, «как звала ее бабушка», или Нюне, «как звали все остальные», и старушке по фамилии Тихая.

В повести «В пещерах мурозавра» можно почерпнуть массу интересных сведений – о зверях, насекомых, растениях, об особенностях нашего мира.


В повести «Многоэтажная планета» действуют те же герои, что и в повести «В пещерах мурозавра»: Аня, бабушка Тихая и Матильда Васильевна. Они вместе с группой ученых летят к неведомой планете Флюидус изучать новые формы жизни, природные условия которой, «по мнению ученых, больше напоминали тот невероятный мир, в котором живут насекомые». Те невероятные приключения, которые они пережили несколько лет назад, не только дали ученым ключ ко многим загадкам удивительного мира насекомых. Это путешествие, этот мир повлиял и на их организм, постепенно усилив необычные способности: у Анюни – видеть в темноте, у бабушки Тихой – различать по запахам материал и форму любого предмета, у Матильды Васильевны – переносить космические перегрузки.

Повесть «Многоэтажная планета» согрета и пронизана чувством привязанности людей друг к другу, готовностью понять и полюбить все доброе вне Земли, наделить теплом своей души инопланетян.

О том, как появился герой Юппи из «Сказки о Юппи», Наталья Алексеевна рассказала на одной из встреч с читателями: 
  «Я очень люблю животных, люблю читать о них. Но мне всегда было за них страшно, ведь они так доверяют людям, а те порой очень жестоко с ними обращаются. И я подумала: а если бы животные говорили, что о нас, людях, они думают, какими мы им кажемся? Так и возник зверек, который умел думать и разговаривать - Юппи».

Юппи – необыкновенный зверек, с пушистым разноцветным, как радуга, хвостом, пытается постичь важные истины: кто я, откуда? зачем, ради чего я живу на Земле? «Юппи чувствовал, что если очень-очень подумать, если собрать все, что в нем есть, вместе, то, наверное, можно и без подсказки понять, для чего он. Глаза, нос, уши… А все, все это вместе – для чего? И вдруг Юппи догадался: все вместе – это радость жить!»

Прочитана последняя строчка сказки о Юппи, но так и не разгаданы до конца тайны маленького пришельца. Именно эти тайны способны вызвать юного читателя на самые серьезные размышления о том, какими нам быть, чтобы вся Земля стала одной прекрасной Красной книгой!

Повесть «Подкидыш» не столько сказочная, сколько фантастическая, потому что в ней вроде бы вполне обыкновенные события получаются уж очень невероятными. Кстати сказать, только у этой повести есть реальные прототипы. У Натальи Алексеевны была знакомая семья, в которой было трое мальчиков. Вот они и стали героями этой сказки.

В грозовую ночь на морском побережье четверо детей из семьи Гвилизовых сидели у окна и смотрели на море, которое освещали вспышки молнии. Самый старший – Глеб стал свидетелем необычного явления: из середины тьмы протянулся вниз изогнутый, как сабля, луч, уперся в заблестевшую поверхность моря и вдруг пронзил, высветил морской мрак далеко вглубь, и море стало голубым точно, днем.

А наутро, когда все отправились на пляж, Глеб нашел странный камень размером с трехлитровую банку, обладающий удивительным свойством – тяжелеть, а потом вдруг становиться легким, как воздушный шарик. Обычно шаловливые дети вдруг стали образцово-показательными. Ни маме, ни папе и в голову не могло прийти, что вместе с вещами домой с моря они везут этот камень. Дома дети его старательно спрятали, а потом … забыли. И вдруг из камня появилось существо ростом сантиметров пятьдесят, не больше, с маленькими ручками, стоящее на ногах с довольно странной внешностью.

Так же, как и в «Сказке о Юппи», ее главный герой, Завря,- единственный в своем роде, или, как говорят взрослые, уникальный зверек. Но как ни пытались дети в томе «Жизнь животных» по иллюстрациям определить, кто же перед ними, они так и не смогли ответить на этот сложный вопрос. И вот оказывается, что Завря – землянин, потомок древних, вымерших на Земле ящеров. И в то же время он - инопланетянин.

 В своих книгах Наталья Алексеевна Суханова стремится научить ребят видеть красоту природы, любить ее. Это видение, по ее мнению, есть первая ступень в понимании человеком окружающего мира, первый шаг к осознанию своей причастности, наконец, своей ответственности за все, что есть на земле. Писательница учит юных читателей любить прекрасное и удивительное не только в сказке, но и в нашей повседневной жизни. И так во всех книжках Натальи Алексеевны: от веселой игры – к серьезному разговору.



Комментариев нет:

Отправить комментарий