И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.
А. А. Блок
1 сентября (19 августа старого стиля) Церковь празднует память Донской
иконы Божией Матери. Донская икона – одна из старинных
почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось
воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси,
к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем
не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане
не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской
иконой.
Среди донских
казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско
Дмитрия Иоанновича.
В древние
времена, защищая независимость и границы, русскому государству постоянно
приходилось воевать, вся история России состоит из череды славных битв.
А в битве побеждает тот, на чьей стороне Бог. Потому русские князья
и цари не начинали военного похода без усиленной молитвы Богу
и Его Пречистой Матери – Покровительнице православной земли.
В Третьяковской галерее хранится дошедшая до нынешних времен древняя
святыня – Донская икона Божией Матери, свидетельница многих веков,
прожитых русским народом под покровом Богородицы.
Время
и место написания иконы неизвестно. Однако кропотливая работа нынешних
искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного
иконописца конца 14 века Феофана Грека.
Он прибыл
на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу
константинопольских церквей. Время было тревожное: Золотая Орда под
предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича
за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить христианские
церкви и обратить народ в иную веру.
Готовясь
к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда
выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что
по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном
Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны.
Образ был закреплен на высоком древке, на обратной его стороне
изображалась сцена Успения Божией Матери.
Под сенью
русских знамен и благословением Богородицы монголы были разбиты. Участвовавшую
в бою икону с честью доставили в Коломну и поместили
в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над
ненавистным игом. В течение без малого двух веков образ Богоматери,
не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему
народа.
В царствование
Иоанна Грозного победившего Мамая князя Димитрия стали именовать Донским,
а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская
икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней,
собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское
войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь
повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место
в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала
общегосударственной святыней.
Со слезами
провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились
их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать
два точных списка, которые установили в Успенской церкви
и на воротах города.
В Благовещенском
соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя
в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея,
уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего,
не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также
связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились
воеводы.
Ежегодно
в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные
ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал
из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была
построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для
монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список
с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении
и большом стечении народа.
Во время
взятия Москвы Наполеоном святыня была ограблена французами, но оставалась на
своем месте, слева от царских врат Благовещенского собора. Там же она
пережила революцию 1917 г.: Богородица не оставляла свой народ
и в годы радости, и в лихолетье. Когда большинство чтимых
чудотворных икон были уничтожены при разрушении храмов, Донская икона была
спасена Божиим промыслом и работниками Государственного музея. Позже, в
1930 году, ее поместили в Третьяковскую галерею, где она пребывает
и сегодня.
В 1994 г.
было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь.
Святыне исполнилось более 600 лет, над ее сохранением трудились
поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной
атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением.
Но в результате совместного труда многих специалистов это стало
возможным.
В сам день
праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия
святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение
«величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить
яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком
Донской иконы, уже ждет украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают
под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают
капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над
молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые
минуты.
21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен
вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной
России, он был помещен в главном соборе г.Ростова-на-Дону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий